Важной особенностью отельного бизнеса является стремление наиболее полно удовлетворять бытовые потребности постояльцев. Поэтому новые технологии в индустрии гостеприимства находят применение, пожалуй, даже раньше, чем в обычной бытовой сфере. Существует несколько направлений инновационной деятельности: разработка новых программных продуктов для туристов и для управления отелями, внедрение новых технологий и материалов при строительстве или отделке отелей, применение современных технических устройств в обслуживании номеров и т. д. В 2023 году все они будут активно развиваться как за рубежом, так и в нашей стране.
Для чего нужны инновации в отелях
Конечной целью внедрения любых новшеств является повышение конкурентоспособности бизнеса. Этот подход работает для любой отрасли, в том числе и в гостиничном деле. Современные технологии в гостиничном бизнесе:
- делают бронирование номера и пребывание в отеле более комфортными для постояльцев и тем самым повышают лояльность гостей, переводя в категорию постоянных клиентов;
- привлекают внимание туристов, вызывают интерес, чем способствуют увеличению продаж номеров;
- улучшают управляемость отелем, что способствует повышению качества обслуживания и снижению расходов;
- напрямую уменьшают расходы на содержание отеля.
Разумеется, перед тем, как внедрять любые инновации, необходимо тщательно просчитать затраты и спрогнозировать, как новшество повлияет на деятельность уже существующего гостиничного «механизма». Но опыт ведущих зарубежных компаний показывает, что даже самые необычные технологии могут приносить пользу и позволят увеличить прибыль.
Примеры инноваций в гостиницах
Предлагаем рассмотреть, как необычные инновации в зарубежных гостиницах изменяют облик отелей и создают максимально дружелюбную для постояльцев среду.
«Умный номер»
Технологии «умного дома» прекрасно работают в условиях гостиницы. Так, к примеру, наиболее известные международные сети отелей Marriott и Hilton уже несколько лет используют приложения для мобильных телефонов вместо ключей или пластиковых карт. Постояльцу достаточно установить приложение на свой телефон, чтобы получить беспрепятственный доступ в свой номер на всё время проживания. Эта система очень удобна, ведь она избавляет гостей от беспокойства за сохранность ключа и повышает уровень безопасности номеров.
Не менее удобны для гостиничных номеров технологии дистанционного управления. С помощью приложения можно раздвигать шторы, регулировать освещение, работу кондиционера, телевизора, кофеварки и других устройств с электронными чипами. В гостиницах FourSeasons, к примеру, для этого в номерах имеются специальные планшеты, на которых установлено управляющее приложение.
Оригинальная идея, которая уже реализована в одном из отелей — «умное» зеркало, поверхность которого одновременно является сенсорным экраном. На неё выводятся данные о погоде и другая информация, которую может запросить постоялец. Впрочем, компания Амазон предлагает более простое и эффективное решение: специально доработанные для использования в отелях «умные» колонки с голосовым помощником, который предоставляет запрошенную информацию в аудиоформате.
Роботизация
Следует признать: пока что роботы могут использоваться в отельном бизнесе очень ограниченно. Так, в одном из отелей Hilton рядом со стойкой администратора установлен робот Конни, который охотно делится информацией об услугах, которые предлагает отель, расположенных неподалёку ресторанах, рассказывает о достопримечательностях и особенностях города. Робот способен к самообучению и справляется со своими функциями всё лучше и лучше. Его словарный и информационный запас с каждым годом растёт. Аналогичные роботы имеются и в некоторых отелях Европы.
В отелях Кремниевой долины роботы выполняют другие функции: доставляют гостям запрошенные предметы. Через приложение постоялец может заказать чашку кофе, шоколадку, дополнительные полотенца и т. д. Работник отеля, получив заказ, складывает запрошенное в специальный контейнер, после чего робот доставляет заказ к дверям номера.
В американской гостиничной сети Westin во время пандемии COVID-19 специальный робот дезинфицировал номера при помощи вспышек яркой УФ-лампы. В это же время отели Макао, отведенные для проживания приезжих на период карантина, использовали роботов для доставки в номера еды и напитков, заказанных гостями.
Забота о здоровье
Современный человек гораздо внимательнее относится к своему здоровью и физической форме, чем наши бабушки и дедушки. Быть здоровым и хорошо выглядеть сегодня модно. На это направлены инновации в гостиничном деле, которые вводят флагманы бизнеса.
Так, некоторые отели сети FourSeasons предлагают воспользоваться услугами «комнат здоровья». Это номера, оборудованные высокоэффективной системой фильтрации воздуха, задерживающей не только пыль, но и бактерии, пыльцу и другие аллергены. В душ встроены качественные фильтры, удаляющие молекулы хлора и других токсичных веществ. Освещение меняется в соответствии с циркадными ритмами, что способствует улучшению ночного сна и помогает людям быстрее адаптироваться при смене часовых поясов.
Отели Hilton предлагают постояльцам уникальные оздоровительные программы, основанные на достижениях медицины: криотерапию, магнитотерапию, тренировки по интервальному принципу и т.д. Помимо физиотерапии, можно воспользоваться программами для снижения стресса и повышения когнитивных способностей.
Программное обеспечение
Важным направлением инноваций в гостиничном бизнесе является автоматизация управления и маркетинга. Для этого уже сегодня существует ряд программных продуктов, которые существенно облегчают ведение и контроль бизнес-процессов. Такие программные продукты, как Bnovo PMS и другие аналогичные программы, могут использоваться в отелях любого масштаба, от мини-гостиниц на один-два десятка номеров до крупных отельных комплексов с разветвлённой инфраструктурой. Их внедрение позволяет упростить регистрацию постояльцев, улучшить порядок уборки номеров, контролировать загруженность персонала и т. д. Кроме того, автоматизированная система включает модуль бронирования номеров, исключающий ошибки при онлайн-продажах через разные системы интернет-бронирования.
Крупные сети отелей располагают собственными программными продуктами, каждый из которых разрабатывается индивидуально и учитывает особенности сетевой структуры. Поскольку для них достаточно высок риск кибератак, огромное внимание уделяется безопасности данных, ведь их базы хранят сведения о множестве известных гостей. Компьютерные технологии позволяют индивидуализировать обслуживание каждого постояльца, учитывать его привычки и образ жизни при формировании пакета гостиничных услуг.
Виртуальные туры и технологии дополненной реальности позволяют подробно ознакомиться с отелем, оценить вид из окна номера и даже осмотреть находящиеся неподалёку достопримечательности. А благодаря чат-боту потенциальный гость может получить ответы на свои вопросы в любое время суток.
Экология и экономия
Социологические исследования показывают, что с каждым годом растёт число людей, готовых платить за продукт или услугу больше, если производитель демонстрирует бережное отношение к окружающей среде. Наиболее активны в этом аспекте молодые жители европейских стран. Однако отельеры не всегда готовы бороться за «экологичность» предоставляемых услуг, так как считают, что расходы на модернизацию могут не окупаться.
Современные технологии в гостиничной индустрии позволяют сохранять окружающую среду и одновременно экономить ресурсы. Так, установка автоматизированных термостатов на отопительные радиаторы позволяет снизить расходы на отопление, так как в отсутствие постояльцев система снижает температуру в номере. «Умные» выключатели освещения выключают лампы, как только человек выходит из помещения. Такие приспособления, установленные в нью-йоркской гостинице CrownePlaza, позволили снизить расходы примерно на четверть. За первый же год экономия составила более 100 тысяч долларов США.
Инновации, которых можно ждать в ближайшем будущем
Развитие новых технологий может сделать доступными ещё более фантастические инновации в гостиничном бизнесе. Вот лишь несколько сервисов, которые станут доступны в обозримом будущем.
- 3D-принтер. Устройство позволит распечатывать одежду, обувь, посуду, предметы гигиены и прочие вещи, вплоть до деталей компьютеров и бытовой техники. Программы для распечатки будут доступны в интернете на платной или бесплатной основе.
- Программирование сновидений. Благодаря развитию нейро-программирования можно будет не только избавиться от бессонницы во время путешествия, но и заказывать сюжеты снов.
- Роботизированное такси. Беспилотные автомобили и автобусы уже появились на улицах некоторых городов, а спустя десяток лет они станут повседневной обыденностью.
- Доступ в номер при помощи видеокамеры. Программа распознавания лиц позволит вовсе отказаться от гостиничных ключей. Единая электронная сеть безопасности будет распознавать постояльцев по внешности и открывать или блокировать дверь номера.
- Расчёт по биометрии. Нет никакой необходимости в чипировании: личность человека будет подтверждаться совокупностью его биометрических данных, в том числе сканированием папиллярных линий или рисунка глазной сетчатки. Для оплаты счёта может быть достаточно голосового подтверждения перевода средств.
- Индивидуальное приготовление блюд. Еду в ресторане будут готовить индивидуально для каждого гостя с учётом не только его вкусовых предпочтений, но и состояния здоровья.
- Интерактивный интерьер. Постоялец сможет формировать оформление номера по своему вкусу: менять цветовую гамму, расположение предметов мебели, источников света и т.д.
Практически все перечисленные технологии существуют уже сегодня в разных стадиях готовности. Окружающий нас мир меняется очень быстро, и всего через несколько лет нам станут доступны сервисы, о которых предыдущие поколения могли только мечтать, не надеясь увидеть их реализации.
Рассказать отельерам