Кадровая проблема актуальна для многих отраслей бизнеса — к 2030 году нехватка специалистов в России может составить 3 млн человек. Дефицит кадров в отелях за последние два года достиг 50% и остается на высоком уровне из-за снижения привлекательности отрасли после пандемии, недостаточной цифровизации объектов размещения и высокой нагрузки персонала.
Директор по развитию сервиса для управления отелем TeamJet Тимофей Крышка рассказывает о том, как отелям создать необходимые условия труда, привлекать новых специалистов и оптимизировать работу в условиях дефицита персонала.
Автоматизируйте рутинные процессы
В индустрии гостеприимства автоматизация становится одним из ключевых факторов, который помогает отелям оставаться конкурентоспособными и повышать эффективность работы. Тренд на цифровизацию отрасли активно развивается во всем мире — по данным исследования 2022 года, 78% владельцев отелей собираются увеличивать инвестиции в гостиничные технологии в ближайшие три года.
Оптимизация процессов облегчает работу персонала (так как с помощью цифровых технологий можно автоматически решать большинство задач), а также делает отель более привлекательным для новых сотрудников. Вот несколько инструментов, которые помогают улучшить работу отеля и справиться с дефицитом кадров:
Система управления персоналом
Такая цифровая платформа помогает наладить коммуникацию, отслеживать статус выполнения задач, распределять нагрузку сотрудников, автоматизировать процессы, которые до внедрения системы выполнялись вручную. Когда сотрудникам не нужно тратить время на заполнение бумажных отчетов и использовать различные неприспособленные для отелей мессенджеры, производительность команды и удовлетворенность работой растет. Например, в облачной системе управления отелем Bnovo PMS есть дополнительный модуль уборки TeamJet, который автоматизирует часть работы горничных и позволяет контролировать выполнение задач.
Чат-боты
Используйте чат-боты для быстрого ответа на часто задаваемые вопросы клиентов. Они помогают круглосуточно поддерживать оперативную коммуникацию с гостями и значительно снижают нагрузку с персонала.
Менеджер каналов
Channel Manager или менеджер каналов упрощает работу отдела продаж отеля и экономит время, поскольку позволяет одновременно продавать номера на различных онлайн-платформах, управлять ценами и доступностью мест в едином интерфейсе.
Электронное меню
Когда все основные и дополнительные услуги отеля собраны в одном приложении, гость может самостоятельно заказать еду и напитки в номер, забронировать SPA или бильярд. При этом ему не нужно дополнительно звонить сотруднику и подтверждать заказ, система автоматически обрабатывает запрос и помогает произвести оплату.
Поддерживайте корпоративную культуру
На корпоративную культуру специалисты обращают не меньше внимания, чем на уровень зарплаты — по данным исследования, для 56% кандидатов корпоративная культура важнее уровня оплаты труда с точки зрения удовлетворенности работой. Успешные компании во всем мире признают ценность создания и развития корпоративной культуры, то же самое касается и гостиничного бизнеса, будь то небольшой отель или крупная сеть.
Способы, как можно укрепить корпоративную культуру:
- Определите ценности бренда и цель, которые смогут сплотить коллектив. Например, девиз Marriott: «Позаботьтесь о сотрудниках, и они позаботятся о клиентах». Такая философия бренда помогает ему быть желанным местом работы.
- Управляющему важно быть примером для сотрудников. Если он относится к членам команды и гостям профессионально и с уважением, то и персонал с большей вероятностью будет придерживаться такой же позиции.
- Делегируйте обязанности. Важно доверять команде и давать необходимые знания для принятия решений. Так сотрудники будут чувствовать доверие и видеть перспективы роста в команде, что поможет снизить текучку кадров.
- Обеспечивайте активную коммуникацию. Общение между командами позволяет сотрудникам не только быть информированными, но и вовлеченными в процессы работы отеля. Это могут быть не только встречи для обсуждения текущих проблем или рабочих вопросов, но и совместный досуг, будь то участие компании в спортивных соревнованиях или развлекательных мероприятиях.
Разработайте систему вознаграждений
Привилегии отеля — это привлекательный бонус для соискателей, а также стимул для повышения результативности членов команды.
Например, сеть отелей Hilton предлагает своим сотрудникам скидки и фиксированную стоимость проживания в отелях бренда. Marriott тоже дает возможность членам команды, их семьям и друзьям путешествовать и останавливаться в отелях компании по сниженным ценам, скидки на SPA процедуры и игру в гольф. В сети также разработана программа Quarter Century для сотрудников, проработавших в Marriott 25 и более лет — они могут проживать в номерах гостиничной сети бесплатно.
Инвестируйте в обучение персонала
Если отель столкнулся с проблемой нехватки кадров, то необходимо взращивать профессионалов внутри команды, а также разработать систему обучения для новых сотрудников. Чтобы адаптация персонала занимала меньше времени, можно использовать чек-листы с заданиями для каждого сотрудника, тогда обучение пройдет эффективнее, и у новых членов команды возникнет меньше вопросов о своих обязанностях.
Для профессионального развития действующей команды стоит проводить семинары, мастер-классы по общению с гостями и тестирования для проверки навыков. Например, в сети отелей Marriott новые сотрудники первые два года работы проходят аттестацию каждые полгода, затем — один раз в год.
Безусловно, дефицит кадров в отеле может сказаться на доходах и общей работе, поэтому отелям необходимо быстро адаптироваться, использовать цифровые решения, чтобы обеспечить комфортные условия для своих сотрудников и гостей.
директор по развитию сервиса TeamJet