Больше половины российских гостиниц, прошедших обязательную классификацию, отказались от присвоения «звезд». Возможно, отельеры не хотят быть связанными жесткими требованиями, которые предусмотрены государственным Положением о классификации гостиниц.
Половина отелей отказались от звезд
В базе Ростуризма на начало марта 2022 зарегистрировано 17555 средств размещения, прошедших классификацию: это традиционные гостиницы, апарт-отели, отдельные апартаменты, дома отдыха, пансионаты, турбазы, кемпинги и т.д. Из них почти 51% объектов выбрали категорию «без звезд».
В региональном разрезе ситуация значительно различается. Так, в Петербурге из 1037 прошедших классификацию отелей «беззвездный» статус имеют только 43,8%, в Москве — 55,6%, а в Мурманске, Башкортостане, на Алтае таких объектов две трети рынка и более.
Структура гостиничного рынка в некоторых регионах РФ в соответствии с классификацией Ростуризма
Большинство объектов, не получивших «звезд», — хостелы. Отказ от присвоения «звездности» позволяет им обойти жесткие условия работы, которые предъявляются к классифицированным отелям. К постоялым дворам «без звезд» — минимум требований: в них должны быть отопление, горячая и холодная вода. Телефон обычно в вестибюле, туалеты — на этаже.
Однако далеко не всегда в этом перечне только объекты демократичного ценового сегмента. Например, семейный мини-отель «Виктория Лидваль» (категория «без звезд») на Большой Морской улице в Петербурге выглядит вполне респектабельно. И цены здесь соответствуют локации: 20-метровый номер в конце марта-апреле предлагается арендовать за 5600 рублей в сутки. Для сравнения: Novotel на улице Маяковского, имеющий классификацию «четыре звезды», сдает похожий номер в те же даты за 4590 рублей.
Претендовать на аналогичную «звездность» «Виктории Лидваль» мешает то, что у отеля имеются не все опции, которые требуются для четврехзвездного объекта. Так, гостиницам такого уровня необходим ресторан или кафе, обязательно должна быть услуга предоставления завтрака для постояльцев. А у «Виктории Лидваль» нет возможности обустроить помещение для питания: отель находится в дореволюционном здании, переделать которое в соответствии с требованиями классификации нельзя.
В похожих условиях работает мини-отель «Туман» на Невском проспекте: он расположен в глубине двора, в доме старого фонда. Однако несмотря на то, что некоторые условия классификации выполнить невозможно, гостиница предлагает сервис высокого качества.
Для таких объектов особенно важным становится наличие IT-решений, которые позволяют потенциальным клиентам отеля быстро и удобно подобрать по набору необходимых опций номер на сайте самой гостиницы либо через сервисы бронирования.
Мундиаль зажег «звезды»
В свое время стимулом для введения обязательной классификации гостиниц стал Чемпионат мира по футболу, прошедший летом 2018 года. Россия ждала огромного наплыва иностранных болельщиков, которым было важно понимать, какой уровень обслуживания они получат в арендованных номерах. На тот момент российские отельеры выставляли себе «звезды» в основном по собственному усмотрению. Скажем, никого не удивляли такие оксюморонные заявления, как «пятизвездный хостел» или «VIP-номер в общежитии». Многие средства размещения вовсе не имели оценки.
Гарантированно получить качество услуг, соответствующее заявленной категории, можно было только в международных гостиничных сетях. Но их точно не хватило бы для размещения всех болельщиков. Поэтому государство решило помочь гостям сориентироваться в не знакомой для них обстановке.
В первую очередь должны были пройти оценку гостиницы в тех городах, где были назначены матчи мундиаля, этого требовал федеральный закон от 07.06.2013 №108 «О подготовке и проведении в РФ Чемпионата мира по футболу FIFA 2018 года…». Их ранжировали по установленной государством системе в зависимости от уровня комфортности размещения. То есть речь шла не о присвоении «звездности», принятой на рынке, а о соответствии требованиям FIFA и российских властей.
Всеобщая классификация гостиниц в России была утверждена в конце января 2018 года поправками в ФЗ «О туристской деятельности». С 1 июля 2019 года запрещено работать без «звездной» оценки гостиницам с фондом более 50 номеров, с 1 января 2020-го — объектам на 15-50 номеров, с 2021-го — всем остальным.
Свидетельство о присвоении отелю категории действует три года, потом классификация проводится заново. Присваивать «звезды» на территории России могут только аккредитованные государством организации. Аккредитация означает, что компания оценивает объект в соответствии с едиными по всей России критериями. Поэтому потребитель получает максимально достоверное представление о том, какой уровень сервиса он получит, поселившись в отеле.
Что дает классификация гостинице
Конечно, отклонения в ту или иную сторону возможны. Например, в одном четырехзвездном отеле вам предложат одноразовые тапочки и халат, а в другом нет. Но совершенно точно в каждом номере будет индивидуальный санузел и набор гигиенических средств (мыло, шампунь, туалетная бумага).
Классификация гостиниц также позволяет клиентам сравнивать цены на номера, заявленные в одной и той же категории, и выбирать оптимальное сочетание цены и качества.
Государственные заказчики благодаря системе классификации отелей могут четко прописывать требования к желаемому объекту в документации при проведении тендеров.
Кроме того, система классификации гостиниц помогает инвесторам определиться, в какой тип недвижимости лучше вкладывать деньги: статистика показывает, объектов какого класса не хватает, а каких — слишком много, соответственно можно сделать вывод о доходности отелей в зависимости от категории.
Сегодня действует следующая система, утвержденная Положением о классификации гостиниц от 18.11.2020:
- в зависимости от типа объекта: гостиница, курортный отель, апарт-отель, комплекс апартаментов, мотель, хостел, турбаза;
- в зависимости от уровня сервиса: «пять звезд», «четыре звезды», «три звезды», «две звезды», «одна звезда», «без звезд»;
- в зависимости от вида номера: высшая категория (сюит, апартамент, люкс, джуниор сюит, студия), а также номера с первой по пятую категории (по убыванию комфортности).
Рассказать отельерам