Только грамотное управление санаторием помогает выстоять в кризисный период и обеспечить не просто выживание, но хорошую прибыль. Если ваш бизнес-план санатория рассчитан досконально, вы понимаете, как работает бизнес и что нужно целевой аудитории, то ни закрытые границы, ни отсутствие авиасообщения, ни какие-либо другие санкции не помешают заполняемости в любое время года.
Управление санаторием
По данным Яндекса число запросов в поисковике на тему санаторно-курортного лечения варьируется в среднем от 3 до 7 миллионов в месяц. И санатории бронируют места на весь 2023 год, открывают предзапись на 2024 год, где уже десятки желающих. Что нужно делать, чтобы санаторий приносил реальную прибыль?
7 шагов к успешному санаторному бизнесу
Организация санатория включает в себя не только обеспечение жилого комплекса и санаторно-курортной программы, но и ряд других важных элементов: подбор персонала, маркетинг и продажи, сервис и развлечения. Ниже 7 важных шагов, без которых вряд ли санаторий станет успешным коммерческим объектом.
- Организация хозяйственной деятельности. Сюда входит сам санаторный комплекс, перечень услуг, питание, поддержание необходимого запаса расходных материалов, продуктов питания, средств для уборки, обеспечение порядка на территории и сохранности приятного внешнего вида, включая декор.
- Организация бизнес-процессов в санатории. По возможности сделайте максимально возможное количество дел автоматическими, используя доступное ПО.
- Организация маркетинга в санатории. Продвижение санатория включает в себя формирование санаторного продукта, определение целевой аудитории, формирование УТП, использование маркетинговых инструментов и каналов для получения трафика и потока лидов.
- Сервис. Чтобы клиенты возвращались, важно обеспечивать не только продажи, но и высокий уровень организации услуг в санаториях. Это значит, что важно собирать информацию от клиентов и обеспечивать максимальный сервис в соответствии с их потребностями. Улучшайте питание, бытовые условия, общественные пространства, количество и качество услуг, внедряйте новые программы.
- Работа с персоналом. Обучайте персонал мировым стандартам гостеприимства, искусству продаж. Планируйте их рост и развитие, уделяйте внимание всем от уборщицы до директора.
- Отслеживание обратной связи и работа с репутацией. Неудовлетворенные проживанием, питанием, лечением или сервисом клиенты моментально делятся об этом в интернете. Важно отслеживать, решать проблему и работать с критикой, чтобы это не отпугивало новых потенциальных клиентов.
- Привлечение инвестиций. Чтобы сделать прорыв, нужны инвестиции. Не ждите, пока накопите, пользуйтесь помощью бизнес-ангелов и инвесторов.
Это не просто рекомендации, это золотые правила управления санаторием, которые позволят вам получать прибыль круглогодично.
Маркетинг в санатории
В процессе управления санаторием мы особенно выделили маркетинг, так как организация питания и лечения в санатории — это базовый набор. Но он не будет работать без продвижения. Необходим либо маркетолог, либо полноценный отдел маркетинга санатория, если номерной фонд более 50 номеров.
Несколько важных моментов при организации маркетинга в санатории:
- Проработайте целевую аудиторию. Возможно, стоит выйти за рамки и расширить ЦА. Например, молодежь, которая пока не рассматривает санаторий в плане лечения, зато интересуется здоровым образом жизни и спа-процедурами.
- Сформируйте УТП. Что вы предлагаете, для кого, где? Ваше уникальное предложение, которое сразу будет вызывать ассоциацию именно с вашим санаторием.
- Используйте CRM-систему, чтобы не пропустить ни одного лида, иметь возможность просматривать историю общения и не забывать детали о каждом клиенте.
- Обязательно внедрите современную систему управления санаторием, которая позволяет автоматизировать бизнес-процессы санатория. Например, 1С‑Рарус: Управлениесанаторно-курортнымкомплексом, Автоматизация санатория, гостиницы или отеля с медицинским центром Проффит, Система управления санаторием Logus, Кинт: Управление санаторием, Контур Отель, Здравница и другие.
- Проводите регулярно опросы и анкетирования, собирайте статистику, чтобы понять, что нужно клиентам, чем они довольны и что им хотелось бы улучшить. Это позволит прокачать ваш сервис.
Организация работы санатория — дело непростое, но если вы уделите внимание каждому элементу и будете регулярно контролировать все процессы, предоставляя клиентам то, что им нужно по доступным ценам, поддерживая высочайшим уровнем сервиса, вам не придется волноваться о кризисах и малой заполняемости санатория. Для вас сезон будет высоким всегда!
ведущий специалист по маркетингу и медиа-коммуникациям