Ответить на этот вопрос мы попросили Анну Бурцеву, председателя Махимо, владелецу отелей, бань и ресторанов, коуча ICF и Екатерину Слотюк, коуча ICF, психолога, специализирующегося на командном коучинге.
Посмотрите, как много тех, кто уходит с наемной работы, обучается каким-то навыкам, и строят свои микро-бизнесы. Людям перестает быть интересно работать на кого-то. И если вы хотите объединять вокруг себя сильных, интересных, живых людей, которые помогут добиться еще больших высот — то время пришло. Именно сейчас.
Вnovo: Как вы можете описать команду и командного игрока?
Екатерина: Команда — это система взаимодействия, особая сонастройка рабочего коллектива, где все «играют одну мелодию» в один ритм, отвечая за свой инструмент, но видя общую цель. Лучший пример команды — это оркестр.
Существует 5 базовых признаков команды,
выделенных Патриком Ленсиони в книге «Пять пороков команды»:
Как отмечает Патрик Ленсиони в своей книге «Идеальный командный игрок», все члены команды доверяют друг другу, не склонны к сплетням, интригам, скандалам, они вступают только в управляемые и конструктивные конфликты- дискуссии, они склонны к открытости и взаимно требовательны друг к другу. Идеальный командный игрок должен обладать всего тремя основными качествами: чуткость, скромность и жажда деятельности. Такие люди не присваивают себе чужой результат и не работают ради карьеры, они всегда готовы помочь коллегам и делают чуть больше и чуть лучше, чем должны по своей должностной инструкции.
Анна: Когда ты работаешь в команде, в так называемой «зелёной зоне», где есть доверие, внутренняя мотивация, понимание общих целей и здоровые человеческие отношения, то у тебя из жизни уходит стресс, ты становишься более равновесным, и бонусом в жизнь возвращаются хобби, свободное время на семью, и замечательные отношения со всеми вокруг. Из правильных командных отношений выигрывают все. При работе в «зелёной зоне» довольным остается каждый, независимо от позиции, должности или характера.
Анна: Согласно теории спиральной динамики Клэра Грейвза, уровни развития любой системы, человека, компании или страны похожи на спираль, и при переходе на новый уровень, происходит качественное изменение. В двух словах, для каждого уровня существуют свои призраки, атрибуты, и пути преодоления. Для России в целом характерен «красный уровень» управления, на котором компания постоянно стремится к достижению всё больших статистических результатов и все менеджеры постоянно получают необходимый для жизни «стрессовый адреналин», чтобы бежать быстрее.
Вnovo: В чем недостатки «красной зоны»?
Анна: Перегорание сотрудников, сложные внутриколлективные отношения, отсутствие доверия, необходимость каждый раз «натягивать вожжи» все сильнее. В какой-то момент все может рухнуть, потому что количество стресса в этой компании зашкаливает. Пока цель вашего управления в графиках, стремлении поймать кого-то на воровстве, в отчетах, в постоянном «цейтноте» и вечной занятости, жизнь проходит мимо.
Другой, более высокий уровень управления компанией — «зеленый уровень»:
В такой организации не просто рабочий коллектив, а команда профессионалов. Здесь совсем другой лидер, чем в организации красной зоны. Он более гибкий, ответственный, мотивирующий, умеет уходить в горизонталь наравне с сотрудниками, имеет системный подход, он идеальный стратег, имеет развитую интуицию. Есть хорошая новость! Все эти качества можно в себе развить.
Я — противник утверждения: цель оправдывает средства. Напротив, я считаю, что если путь к цели был слишком энергозатратным, то цель никогда не приносит эквивалентного удовольствия, цель меняется на новую и ты продолжаешь бежать в потоке «достигаторства», пока не устанешь окончательно и не поймешь, что пора что-то менять. Великие дела делаются легко, без изломов, без надрыва, без стресса. Великие дела — это производная ежедневных небольших шагов большой команды.
И если уж вы не верите, что одних и тех же результатов можно достигнуть разными путями, тогда просто проверьте! Я вас уверяю, что к ним можно прийти легко.
Вnovo: С чего же начать переход в «зеленую зону» управления?
Анна: Начните с себя. Изучите спиральную динамику Грейвза, я очень надеюсь, что в графике успешного отельера найдется время на курсы, тренинги и книги.
Екатерина: Для развития именно «софт скиллз» придумали коучинг. Он пришел из спортивной психологии, где для достижения высокого результата тренер особым образом мотивировал спортсмена, раскрывая его сильные качества, скрытые ресурсы и внутренний потенциал.
Вnovo: А что такое командный коучинг?
Екатерина: Командный коучинг — это партнерское сопровождение необходимых изменений в организации, выстраивание процессов на новом качественном уровне. В отличие от обычного тимбилдинга, коучинг работает на более глубинном уровне, он помогает выстраивать отношения в команде на уровне общих ценностей и целей. Чтобы человек захотел поддержать изменения, включиться в рабочие процессы на 100%, меняться, расти и развиваться вместе с командой, он должен прочувствовать, что ему это необходимо, важно, ценно.
Коучинг помогает оживить, выстроить и вдохнуть энергию в рабочие взаимоотношения. Каждый член команды в одинаковой мере отвечает за общий результат, за слаженную работу коллектива. После фасилитации (тренинга по командообразованию) он это начинает осознавать, ценить, поддерживать. После выстраивания команды невозможно уже сидеть и отвечать только за свой участок работы, не помогая другим, не интересуясь их работой.
По итогам интервью мы выделили 5 советов от экспертов
как создать сильную, сплоченную команду:
Рассказать отельерам