Объекту размещения необходимо знать метрики, которыми можно измерить успешность бизнеса. Существует много различных показателей для оценки эффективности деятельности, и один из ключевых — это средняя цена продажи номера (ADR). Почему знать и контролировать ADR в гостинице так важно? Разбираемся в вопросе вместе с ревенью-экспертом Валерией Примоленной.
Терминология
ADR (Average Daily Rate) дословно переводится как «средняя цена за номер». Вычисляется путем деления общего дохода от продажи номеров на количество проданных номеров. Сравнивая ADR отеля за разные периоды времени, нужно стремиться к его росту. Если выручка растет не сильно, а загрузка поднялась, значит, ADR снижается или стоит на месте. Это может быть связано с тем, что гостиница начала работать с более бюджетным сегментом, например.
Первоочередная задача отельера — это увеличение дохода от продажи номерного фонда. Чтобы это сделать, мы можем либо повысить загрузку (количество проданных номеров), либо оптимизировать тариф и продавать те же номера, но дороже, увеличивая средний чек. Еще лучше — делать это все одновременно и реализовывать больше номеров по более высоким ценам.
Продвинутый курс по Revenue для отельеров
5 часов теории и практики от 9 экспертов. Бесплатно!
Занять место→
Факторы, влияющие на ADR в гостинице:
- Конкурентная среда;
- Сезонность;
- Активность объекта (динамические тарифы, акции);
- Инфляция.
Пример расчета среднего тарифа
Предположим, у отеля 10 номеров, и на сегодня забронировано 2 номера, из которых один номер — по стандартному тарифу за 5000 руб., а другой номер — по невозвратному тарифу за 4500 руб. В этом случае ADR вычисляется как отношение общего дохода от продажи номерного фонда (то есть 9500 рублей, вне зависимости от типа тарифа) к количеству проданных номеров. Таким образом, мы получаем средний тариф в размере 4750 рублей.
ADR = 5000+4500= 9500 / 2 = 4750 руб.
Вы можете оперативно сравнивать ADR по конкретным периодам с помощью автоматического отчета ADR/RevPar/OCC в системе управления отелем Bnovo:
На графике видно, что идет увеличение среднего тарифа по всем категориям номеров в летний период относительно прошлого года. А в конце августа идет снижение среднего тарифа продажи, но это совпадает с прошлогодней тенденцией в аналогичный период времени. Благодаря автоматизации отчетности, мы можем проанализировать:
- есть ли увеличение/уменьшение средней стоимости продажи номера относительно прошлого/будущего периода;
- совпадает ли тенденция роста/спада показателя.
Net ADR — «чистый» ADR в гостинице
Давайте разберем еще одну вариацию данного показателя — Net ADR, так называемый «чистый» ADR. Формула выглядит как разница Room Revenue и размера комиссии, поделенная на общее количество проданных номеров.
Когда мы знаем среднюю стоимость продажи номера за вычетом комиссии, то можем быстро оценить, какие каналы продаж являются более прибыльными и эффективными. Часто может оказаться, что для отеля выгоднее принять бронирование с низким тарифом из прямых каналов, чем бронирование по высокой цене, подлежащее комиссионному вознаграждению. С учетом среднерыночной комиссии в размере 15-50%, Net ADR нужно контролировать.
Рассчитать сумму комиссии можно используя отчет комиссионера в Bnovo:
Отчет комиссионера позволит вам оперативно произвести сверку с агентствами и системами онлайн-бронирования (OTA). Сверку можно проводить за любой период по датам бронирования, датам заезда или выезда гостя.
Пример расчета Net ADR
Давайте рассчитаем Net ADR отеля, который продал на сегодня 50 номеров. Наши вводные: общий доход от продажи номеров — 250 000 руб., комиссия OTA — 50 000 руб. Необходимо наш доход «очистить» от комиссии и разделить на общее количество проданных номеров. Таким образом, чистый средний тариф в данном отеле получается 4000 рублей.
Net ADR = 250 000 — 50 000 = 200 000 / 50 = 4000 руб.
ADR vs Net ADR
Очень рекомендую наглядно сравнивать оба показателя год к году (средний тариф и тариф, очищенный от комиссии). Например, когда объект начал работать больше с ОТА, и кажется, что идет увеличение ADR в целом:
Видим, что средний тариф год к году увеличился на 200 руб., что несомненно является положительной тенденцией, однако, если мы посмотрим на Net ADR, то после «очистки» тарифа от комиссии, остаются те же 3500 рублей!
С учетом вышеописанных факторов и нюансов, важно контролировать не только сам средний тариф (ADR) в разрезе его увеличения и уменьшения по сравнению с прошлыми периодами, но и вычислять расходную комиссионную часть (Net ADR) для более правильного и целостного анализа ситуации.
revenue-эксперт