Сегодня вся гостиничная индустрия горячо обсуждает покупку «Броневика» компанией МТС, которая является частью крупнейшего российского инвестиционного холдинга АФК «Система». Что это значит для отельеров? Эксперты нашей компании Bnovo поделились комментариями и дали свежий взгляд на ситуацию. Главную новость дня обсудили: Валентин Микляев, генеральный директор Bnovo, и Александра Кремнева, маркетолог компании.
— Ну, что же, это произошло! Валентин, как вы оцениваете новость?
— На мой взгляд, это хорошая новость для гостиничной отрасли! Во-первых, отельеры должны воспринимать эту сделку, как сигнал: крупный бизнес, а мы знаем, что МТС — это часть АФК «Системы», заинтересован в гостиничной отрасли. Это демонстрирует, что крупные игроки имеют достаточно информации о перспективном развитии отрасли в целом.
Во-вторых, нарастает конкуренция между игроками. Появляются капиталы, которые будут соперничать друг с другом. Мне кажется, что «Броневику» было бы достаточно сложно, и даже где-то невозможно, без вложений АФК «Системы» тягаться с такими компаниями как «Островок» или «Яндекс.Путешествия».
В-третьих, речь идет о публичности МТС. Это приведет к тому, что правила работы со всеми участниками индустрии будут меняться: не получится отстраниться от публичной позиции, и любое поведение «Броневика» (на текущий момент сервис сохраняет свое название, но велика вероятность ребрендинга в МТС Travel) может сказываться на стоимости ценных бумаг на бирже. А это важный фактор.
— Как вы думаете, почему крупные холдинги выкупают существующие компании, а не создают свои? Очевидно же, что вопрос не в ресурсах: если у них есть средства купить такую компанию, то есть и возможность создать свою. Я знаю, что после ухода Booking.com многие инвесторы спрашивали у вас о целесообразности разработки новых систем бронирования.
— Конечно, можно создать и собственный сервис. Однако, сложно оценить, не имея технического задания, за сколько времени и за какие деньги можно разработать аналог Bronevik.com. Очень важен фактор скорости: нужно на пике актуальности, на росте спроса покупать предприятия, которые стабильно работают не один год. МТС сейчас приобретает не только технологии, но и контракты b2b, отельную базу, сильную команду, в которой есть не только разработчики, но и другие компетенции: продавцы, сильный менеджмент и т.д.
— Вопрос, который витает в воздухе: почему МТС покупает b2b ориентированную компанию? Bronevik.com специализируется на корпоративном и деловом сегменте. В чем заключается интерес?
— Мы знаем, что VK, возможно, купит TVIL или Sutochno.ru — это сегмент b2c. Он менее маржинальный и оборотистый, поэтому слабо интересует инвестиционных гигантов. То есть само влияние на отрасль будет оказано меньше. Второй момент — высокая конкуренция среди отечественных систем онлайн-бронирований в b2с сегменте, там активно работают крупные игроки — «Островок», 101Hotels, OneTwoTrip и др. Позиции «Яндекс.Путешествия» будут только усиливаться. Поэтому, можно предположить, что для «Броневика» приоритетным будет оставаться именно b2b сегмент. Разумеется, это мое личное мнение.
Сделка МТС и Bronevik.com должна взбудоражить не только гостиничную отрасль, но и все российские каналы OTA. Текущая ситуация на рынке должна простимулировать скорейший выход сервиса «Яндекс.Командировки», заявленного компанией, как будущая перспектива развития. А это тоже круто — создаются условия для еще большей конкуренции.
— Будет ли МТС покупать кого-то еще в гостиничной сфере?
— Думаю, МТС продолжит интересоваться не только гостиничной сферой. На мероприятии MITT 2022, где компания Bnovo тоже принимала участие, была сессия стартапов, которую спонсировала МТС. Уже тогда они рассматривали различные решения и подбирали варианты. Сейчас, насколько нам известно, они интересуются еще рядом туристических направлений. Уверен, что впереди нас ждут интересные новости о новых покупках.
Полное видео с комментарием Валентина Микляева смотрите здесь.
Копирайтер компании Bnovo